
Британская писательница, чьи произведения входят в школьную программу. Первый автор детских книг, получивший премию за лучшую книгу года после Филипа Пулмана с «Янтарным телескопом» (2001). Она всегда фотографируется в черной шляпе и черном костюме. Так, по легенде, ее можно отличить от злого двойника, который всегда одет в белое и шляпу не носит. Эту легенду, как и множество других, придумала сама писательница.
Кто же она такая — Фрэнсис Хардинг? В чем секрет успеха ее книг, которые одинаково любят и дети, и взрослые? Попробуем разобраться.
Девочки на границе миров
На юге Великобритании с давних времен сохранилось уникальное место — графство Кент. Практически каждый дом здесь хранит память о рыцарях, древних завоеваниях, легенды и тайны минувших лет. Здесь прошло детство Хардинг — в большом уединенном доме, полным книг. И неудивительно, что Фрэнсис Хардинг с детства мечтала быть писательницей.
Ребенком она была «невероятно застенчивой» и «немного странной» — совсем как героини ее книг. Обычно это девочки лет 12 и чуть старше, которые стоят на пороге взросления и категорически не вписываются в окружающую обстановку. Это неслучайно:
«Мне кажется, что 12 лет — это возраст, когда тебя обычно сильно недооценивают, — считает Хардинг. — Между 10 и 12 годами твое понимание мира меняется и “созревает” очень сильно: ты задаешь больше вопросов, ты видишь недостатки и проступки своих родителей, они перестают казаться идеальными, и в дополнение к этому ты задаешь вопросы всему остальному миру, обществу и так далее. Мне кажется, это очень важный ритуал перехода и, конечно, это время, когда ты сильно меняешься физически».
Подростки в книгах Хардинг — да и в реальной жизни тоже — ощущают привычный мир тесным, давящим, как «детский корсет» четырнадцатилетней Фейт — героини романа «Дерево лжи». Хардинг говорит, что образ корсета привлек ее «потому что это очень физический способ показать переход от одной личности к другой, от того, что дает тебе бо̀льшую свободу движения к тому, что потребует больше уважения к тебе, но скует в буквальном смысле».

Фейт — девочка, почти девушка, которую не замечает отец (что вполне нормально для Викторианской Англии), а мать стремится как можно дольше продлить ее детство. После внезапного переезда семьи из графства Кент на отдаленный остров, отец Фейт — священник, путешественник и любитель древностей — погибает при загадочных обстоятельствах. В наследство от него девушке достается удивительное дерево, питающееся ложью.
Договориться с деревом довольно просто — нужно лишь нашептать его листьям лживые истории и заставить других людей поверить в них. Чем больше людей поверит, тем крупнее на дереве вырастет плод. А съев его, можно узнать скрытую от всех правду о чем угодно. Пытаясь разобраться, что произошло с отцом, Фейт начинает опасную игру, но в какой-то момент осознает, как легко оказывается лгать и манипулировать и до каких страшных масштабов может разрастись ложь. А еще и то, что лжет и манипулирует здесь не только она…
Книжные лабиринты, фольклор и немного истории
В детстве Хардинг читала все: от Сьюзан Купер до Киплинга и Томаса Харди, чьи книги ей давал учитель ее деревенской школы, который видел, что она скучает. «Я была разносторонне развитой девочкой», — говорит она. Студенческие годы будущего классика современной литературы прошли в Оксфорде — месте, наполненном книгами, знаниями и историей. «Я подумала: “Я поступлю сюда, даже если они об этом еще не знают, мне нравится здесь, мне здесь лучше думается”». Поступить, правда, удалось только со второго раза, но упорство, как и застенчивость, главная черта характера как Хардинг, так и ее героинь.
Оксфорд стал колыбелью для многих выдающихся и даже великих авторов. Клайв Льюис, Джон Толкин, Льюис Кэрролл и многие другие учились и преподавали здесь. И неслучайно Хардинг будут сравнивать со многими светилами мировой литературы — в ее книгах не только умение работать со словами, но и большой пласт фольклора, верований и традиций.

Роман «Паучий дар» приглашает читателей в странное и опасное место — Рэддиш. «Болотистые леса обширны, удивительны и опасны, и все, что он них говорят, — правда».
Если вам предстоит путешествие в Рэддиш, подготовьтесь. Запаситесь москитной сеткой и теплым пальто, парой крепких непромокаемых сапог, а также смекалкой, храбростью и удачей, ведь темный мир болотистых земель известен тем, что каждый его житель или гость рискует быть проклятым.
Что может быть хуже проклятия? Возможно, только умение их распутывать. Пятнадцатилетний Келлен обладает даром расплетать паутину любого проклятия. Когда-то он спас Неттл, превращенную проклятием в цаплю, и с тех пор они путешествуют вместе, спасая людей от последствий чьей-то ненависти, зависти или необдуманных поступков.
Но однажды кто-то проклинает самого Келлена, и подозрения падают на Неттл. У девушки была причина ненавидеть его… Или нет? А что, если уникальный дар юноши на самом деле его проклятие?
История, рассказанная в романе «Паучий дар», вдохновлена фольклором болотистых земель Линкольншира, ирландской легендой о детях короля Лира, шотландскими сказками о водяных духах, келпи, и нортумбрийскими мифами о псах-оборотнях — баргестах и браагах. Но самые страшные существа вовсе не мистические чудовища. В книгах Хардинг все всегда не то, чем кажется, и развязка романа снова это подтверждает.
Семейные отношения часто становятся главными в книгах Хардинг. «Они — один из механизмов, благодаря которым мы можем понять себя», — говорит автор. Дети, превращенные в птиц («Пучий дар»), дети, не любимые родителями («Дерево лжи»), и, наоборот, дети, чьи родители так сильно их любят, что превращают жизнь взрослеющего человека в золотую клетку.

«Однажды к нам в офис приехала очередная порция образцов от зарубежных издательств, и среди них была The Cuckoo Song, “Песня кукушки”, Фрэнсис Хардинг. Я покрутила книгу в руках, почитала аннотацию, а потом имела неосторожность открыть первую страницу. И все. На два дня я провалилась в эту историю, читая на работе и дома.
У меня бывает такое специфическое чувство, которое сложно описать словами, но когда я чувствую ЭТО, я знаю, что у меня в руках будущий бестселлер», — главный редактор издательства Clever Елена Измайлова.
«Песня кукушки» основана на легенде о подменышах — детях волшебного народна фейри, которых подбрасывают в дома обычных людей. И это история девочки, которая однажды понимает, что она ненастоящая.
Очнувшись после несчастного случая, Трисс чувствует, что с ней что-то не так. Она не помнит, что случилось накануне, не может заниматься привычными делами, ее мучает ужасный голод, а доктор уверяет, что состояние девочки вызвано болезнью. Мама советует ей перечитать дневник, но кто-то вырвал из него страницы. Сестра уверяет, что Трисс — ненастоящая… Может быть, она права? Может быть, несчастный случай не был случайным? Или происходит что-то еще более ужасное?
В поисках ответов Трисс отправляется в Подбрюшье города, где встречает загадочных запредельников и коварного Архитектора, мечтающего погубить ее семью. Чтобы разрушить его планы, у нее есть только семь дней. Но успеет ли она?
«Мир рушится, меняется, танцует. Он все время в движении. Так он устроен. Так должно быть… Все не наверняка. И это чудесно».
Магия слов Фрэнсис Хардинг
После окончания университета Хардинг работала графическим дизайнером и много писала. Правда, свои рукописи она никому не показывала. «Как и многие авторы, я испытываю синдром самозванца: мне кажется, что я хитро просочилась в общество писателей. После выхода каждой из книг я испытываю ужасный страх,что сейчас меня раскроют».
После победы в литературном конкурсе в журнале, Фрэнсис Хардинг начала работу над романом «Fly by Night. Хроники Расколотого Королевства». Подруга Фрэнсис (детская писательница) тайком показала роман издательству «Макмиллан», где с Хардинг сразу же заключили контракт на несколько книг.
Сегодня новые книги Фрэнсис Хардинг вызывают бурные обсуждения критиков и восторженные отзывы читателей.
Каждый новый роман Хардинг — бестселлер. Секреты популярности ее книг, как рецепт волшебного зелья, просты, но их почти невозможно повторить:
-
Герои на грани взросления. Мятежные, отрицающие условности и всегда готовые к приключениям. Герои-подростки «щетинятся» и «противостоят» окружающей действительности, ищут свой путь и место в мире.
-
Завораживающая атмосфера. Все книги Хардинг пронизаны фольклором, построены на легендах, мифах и поверьях. Кроме того, одна из главных черт всех ее работ – отказ от любых ограничений, проверка старых преданий на прочность, что также свойственно и ее молодым читателям.
-
Вызов, юмор и обратная сторона привычных вещей. В историях Хардинг реальность часто перевернута с ног на голову, и это «переворачивание» не сбивает с толку, а наоборот, помогает исследовать странный мир, в котором мы живем.

