Как привить ребенку интерес к чтению?
Начнем с места в карьер. Дети с рождения обладают внутренней мотивацией и любознательностью. Наша задача — не загубить их! Каждый ребенок по своей природе любознателен, ему интересно все вокруг.
Вот что говорит психолог Людмила Петрановская: «Любой ребенок — “машина” для поглощения знаний и навыков. Он создан для того, чтобы учиться. Его мозг бурно развивается, создаются всё новые и новые нейронные связи. Любой ребенок, которого вы оставите в покое, если он будет в этот момент здоров, не голоден и не испуган, будет заниматься саморазвитием».
Для мозга априори не существует понятия «трудно». Трудно научиться ходить? Трудно. Но если бы мозгу могли объяснить насколько это трудно, вполне возможно, он и не взялся бы за это дело. Все эти понятия прививаем детям мы, желая оградить от трудностей взрослой жизни.
Вспомните: ребенок хочет помочь приготовить ужин, а мы говорим: иди поиграй, мал еще, обожжешься/порежешься/рассыплешь. Или ребенок вызывается помочь навести порядок в доме. Конечно, он только наведет еще больший беспорядок! И мы снова отправляем его играть или смотреть мультики. А потом удивляемся, почему же он не хочет ничего делать?
Не разрешая ребенку делать то, что ему интересно в данный конкретный момент, и закрепляя это раз за разом, мы, сами того не желая, выключаем его инициативность и живой интерес к деятельности. Ведь в любом деле можно дать задачу по силам. Выделить один ящик, в котором нужно навести порядок, или попросить порвать на кусочки листья салата.
Да, это требует усилий со стороны родителей, ведь гораздо быстрее все сделать самому и не переделывать потом за ребенком. Но эти наши действия очень важны. Они показывают малышу, что он уже что-то умеет, что он тоже приносит пользу, что ему доверяют. И тогда все эти «рутинные» дела не станут для него рутиной в будущем.
Как же все это относится к чтению, спросите вы?
Самым прямым образом. Если ребенок сохранит природное любопытство и тягу к знаниям до того момента, как вы решите, что пора учиться читать, у него не возникнет проблем с мотивацией.
Мы спросили Светлану Батыреву — опытного педагога, преподавателя кафедры начального образования «Академии социального управления», а также автора книги Мечты. 25 историй и рассказов для первого чтения, какие советы она могла бы дать родителям, которые хотят, чтобы книга стала настоящим другом для их ребенка.
Советы Светланы просты, как и все гениальное.
- Ребенок не любит, когда скучно. Когда вы сами читаете ребенку, старайтесь делать это выразительно. Это поможет увлечь ребенка и заложит основы осознанного и выразительного чтения.
- Ребенок не любит, когда его заставляют. Не навязывайте книги, которые, по вашему мнению, будут интересны ребенку. Пусть он сам выберет книгу для чтения в магазине. А после прочтения можно порадоваться: «Как здорово, что мы с тобой купили эту книгу! Давай в следующий раз ты тоже сам будешь выбирать!»
- Ребенок не любит то, с помощью чего его наказывают. Не превращайте чтение в орудие наказания! Никаких «не прочитаешь две страницы — гулять не пойдешь». Это самый верный способ убить желание на корню.
- Ребенок не любит, когда у него что-то не получается. Не критикуйте, не смейтесь и не принижайте достижения ребенка. Любой опыт, любое проявление самостоятельности надо поощрять.
И еще. Не прячьте книги. Ставьте их на полку, чтобы ребенок видел, сколько он уже прочитал. Это стимулирует читать больше.
Книгу Светланы Батыревой Мечты. 25 историй и рассказов для первого чтения вы можете купить на нашем сайте или в официальных магазинах Clever. Она идеальна для ребят, которые уже читают и хотят приступить к настоящим рассказам, как у взрослых!
Истории составляют общую сюжетную линию и рассказывают о лете, проведенном в деревне, и первом походе в школу от лица шестилетнего Никиты. Каждый рассказ — коротенькая, завершенная история с понятным сюжетом и эмоциями, которые переживают дети в 6–7 лет. Много-много эмоций.
По-детски наивное восприятие мира пропитывает каждую из 25 историй, которые могут случиться в жизни любого ребенка: долгое ожидание папы, который никак не приедет в отпуск, или первый поход в школу на праздник 1 сентября. А самое главное, рассказы заканчиваются все новыми и новыми решениями Никиты, который, как и все мальчишки и девчонки, хочет стать то художником, то врачом, то поваром — словом, мечтает о большой и важной профессии!
Истории подобраны и адаптированы к детскому восприятию информации: все рассказы написаны крупным шрифтом и занимают не более двух страниц.
С помощью этой книги у ребенка:
∙ сформируется ценностное отношение к чтению;
∙ расширится читательский кругозор;
∙ разовьется умение понимать содержание прослушанного/прочитанного текста.
Ну а вам эта книга напомнит книжки из вашего детства — и во многом благодаря чудесным иллюстрациям Ельнуры Мурзатаевой.